Статьи

Статья из Ultras Life #2 (2007)

Дерби – всегда дерби… Будь это «суперклассико», Фла — Флу, Рома – Лацио или Светотехника – Биохимик. Накал эмоций, страстей, желаний, надежд. Особенно если играют две команды, фанаты которых ненавидят друг друга. Особенно если они дожидались этого всю жизнь.

Сказать, что в городе матча ждали – не сказать ничего. Ростов кипел в дни перед игрой. За месяцы просчитывались варианты турнирной сетки. С каждым выигранным матчем глаза загорались – вот он, соперник, все ближе и ближе. Неужели сбудутся тайные желания и фанатская жизнь расцветет новыми красками??? Любое дерби имеет свою историю. В Ростове оно особая. Большей части фанатов обеих команд ни разу не довелось вживую присутствовать на матче заклятых врагов. ФК Ростов (ранее Ростсельмаш) лишь однажды – сезон 1994 – пробыл год в первой лиге, все остальное время сражаясь в низах турнирной таблицы элитного футбольного дивизиона России. В то время как обладатель кубка СССР-81 легендарный СКА Ростов бился за свою гордую историю во второй, а то и третьей, лигах. Последний раз судьба сводила две команды в первой лиге СССР в 1989-м. У Ростсельмаша не было и зачатков движения, а армейцы уже вовсю поддерживали свой клуб, делали выезда со всеми атрибутами тех времен. Потом дела команды пошли под откос, но фанаты ее не покинули. Ни когда она вылетала в 3-ю лигу в 97-м, ни когда терпела лишения в подвалах таблицы второй лиги.

На фоне их трагедии расцвело движение желто-синих. В 2000-е оно развивается и крепнет, по большей части, хулиганское, но в последнее время, на волне общероссийской моды на суппорт, активизировался и «цивильный клуб болельщиков». Еще буквально пару лет назад на домашних матчах ФК Ростов можно было и не надеяться увидеть сколь-нибудь красивый суппорт, а к дерби-2007 появились и баннеры, и хороший состав на секторе, и решимость защищать свой клуб на трибунах и за их пределами. Чем ближе был день дерби, тем активнее кипела работа! Обе стороны занимались сочинением баннеров, подготовкой суппорта, организацией и просто чесанием языками. Если поначалу казалось, что традиции фанатского движения более сильны у красно-синих, то ко дню матча выданные им авансы таяли на глазах. А «Ростовчане» проявили недюжинную смекалку и желание во что бы то ни стало заткнуть соперника за пояс. И вот улицы кипят и стекаются на стадион. Сектора растягивают свои заготовки. Вот небольшой топ тем, представленных ими к матчу.

У желто-синих:

1. «В Ростове одна великая команда» — неоднозначный баннер, демонстрирующий как преклонившая колени фигура в красно-синем шарфе целует ноги фигуре в желто-синем. Если б не рисунок, то баннер баннер был бы явно в зачет армейцев, так как единодушно признается, что история СКА куда более подходит под формулировку «великая» по сравнению с РСМ.

2. «Завод никотина убьет любую лошадь» — небольшая рукописная растяжка, намекающая на спонсорские деньги СКА – табачную фабрику.

3. «Цирк. Впервые за 18 лет на Фурмановской, 180. Дрессированные пони» — замечательно стилизованное под цирковую афишу полотно. С одной стороны, отсыл к историю двух команд и в тоже время юмор и острота.

4. Майки «Антипони» — перед матчем желто-синими были изготовлены и розданы команде майки с изображением грустной лошадки под запретным знаком. Нужно сказать, что футболистам они пришлись явно по душе, и после матча они с удовольствием продемонстрировали их трибунам.

5. «СосиСКА» — безусловный хит матча, который отметили болельщики всех команд, видевших фотографии с матча. Простое и от этого еще более лакомое полотно с изображением аппетитной сосиски и веселым красно-синим шрифтом.

Были и другие тряпки, баннеры фирм и фан-групп, достаточно мощный суппорт, издевательства над оппонентами и, конечно же, радость победы.

Фанаты СКА подготовились к дерби менее основательно. Они явно уступали оппонентам количественно, причем располагаясь не на самом удобном секторе. Основной упор они сделали на поддержку своей команды, победа который стала бы большим чудом. В адрес фанатов «Ростова» были лишь пару запоминающихся акций. Во-первых, четыре тряпки с буквами, сложенные в «ОУКС». Простенько и адресно, для тех, кто в теме. Во-вторых, крупное полотно (примерно 12х6 метров): «Свиноосы летят на йух». На баннере помимо надписи содержалась и иллюстрация – торопливо скрывающиеся с глаз осы со свиными головами. Идеей послужила смена символа фанатов ФК Ростов. Если до этого их называли не иначе как «свиньи», то теперь символом стала боевая оса. Такая метаморфоза стала объектом разного рода разговоров и насмешек. Жаль только, что нарисован и развернут сей баннер был неидеально.

После матча фаны «Ростова», обрадованные крупной победой, решили продолжить праздник и составом в 300 человек остались ждать, пока со стадиона выйдут их оппоненты, которых не набиралось и сотни. Избиению помешали обстоятельства и правоохранительные органы – столкновения сторон не произошло. В крови еще кипели переживания последнего дерби, а взгляд уже устремился в будущее. Что ждет нас в следующем сезоне? Ведь не ровен час, командам еще суждено встретиться на нашем веку. У ФК Ростов есть все шансы вылететь из Премьер-Лиги и составить компанию. СКА в первом дивизионе. Возьмут ли тогда красно-синие реванш? История покажет… Ведь у каждого дерби должна быть своя история?

krnr